ГАУ «Издательский дом»

Мансур МАГОМАДОВ. Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX века

Особенности развития религиозно-философской мысли чеченцев
в начале XX века

Наиболее значительным изменениям в начале ХХ века подверглась религиозно-философская мысль, которая в рамках «нового революционного сознания» предприняла попытку своего реформирования.
Видный дагестанский ученый М. Абдуллаев пишет: «Традиционный ислам не мог служить идеологическим обоснованием необходимости буржуазных социально-экономических и культурных преобразований в мусульманских странах. Другая идеология для отсталых, религиозных масс была неприемлема. Поэтому оставался единственный путь – реформация, «обновление» ислама, т.е. приспособление его к интересам капиталистического развития».
По мнению М. Абдуллаева, важной и даже преобладающей стороной реформаторского движения на мусульманских окраинах России было просветительство. Оно охватывало процессы не только религиозно-духовной жизни, но и социально-политического и даже экономического возрождения мусульманских стран. Ислам в данном случае выполнял позитивную роль. Не случайно традиционное духовенство крайне резко выступило против реформаторов ислама.


Следует подчеркнуть, что, в силу господства в сознании широких масс, религия ислама выступала на Северном Кавказе идейно-политической базой борьбы различных социально-политических сил. Ни одна политическая группировка не могла обойтись без нее. Даже большевики прибегали к установлениям ислама и шариата для обоснования среди религиозных масс своей программы и политики. Каждая политическая группа по-своему толковала ислам и шариат. И борьба за установление Советской власти велась на Северном Кавказе под знаком подлинного шариата, который противопоставлялся феодально-клерикальному шариату. Реформаторские идеи использовались не только просветителями, но и другими течениями общественной мысли, в том числе и большевиками.


Реформаторами ислама выступали в основном авторитетные в религиозных кругах представители мусульманского духовенства и интеллигенции, осознавшие необходимость преодоления отсталости края и способные «обосновать» ее с религиозных позиций. Но состав их был разношерстным, состоял из групп, преследовавших различные социально-политические цели. Не было единства и в «обосновании» ислама, каждая из групп толковала его соответственно своей общей и религиозной подготовке, социальным интересам.
В начале ХХ века мусульманское просветительство получило широкий размах, расширилась его проблематика, выросла его теоретико-идеологическая функция. Оно развивалось несколькими потоками, течениями. Наиболее многочисленными из них были течения, представленные теми, кто отставание края связывал с отсутствием просвещения масс. К ним относятся: Дени Арсанов, Сугаип-Мулла Гайсумов, Али Митаев, Исмаил Мутушев, Ибрагимбек Саракаев и другие.

Собственно мусульманское просветительство было представлено в основном двумя течениями: либеральным и революционно-демократическим.
Позиции мусульманской религии – ислама – в повседневной жизни чеченского общества были устойчиво сильны всегда. Мусульманское религиозно-философское мировоззрение было основополагающим, базовым источником, оказывавшим решающее влияние на формирование взглядов, принципов, убеждений, образа жизни чеченцев. Под знаменами ислама, мусульманских лозунгов и призывов происходило всегда и внешнее проявление свободомыслия и свободолюбия у чеченцев. Сверяясь с предписаниями и требованиями ислама, совершались верующими все более или менее значимые поступки. Так, например, в национально-освободительной борьбе горцев Северного Кавказа против царского самодержавия во все времена особую роль играла религия. Почти все известные истории восстания горцев против царизма носили религиозную окраску.


Чеченские исследователи Д. Межидов и М. Керимов справедливо отмечают, что «принятие ислама вайнахами явилось по существу глобальной сменой парадигмы в их мировоззрении и культуре, имевшей следующие… последствия. Во-первых, ислам способствовал ликвидации духовно-культурной разобщенности множества родов, племен, сельских общин и сделал возможным их продвижение на следующую, более высокую ступень этнического развития – народность. Во-вторых, ислам был идейным знаменем всех крупных исторических движений чеченского народа как до революционного переворота 1917 года, так и в первые годы после него. В-третьих, любой народ чтит своих героев. Чеченцы всегда относились с глубоким благоговением, душевным трепетом к своим национальным героям. А ими были в большинстве своем мусульманские, религиозные деятели, в которых они видели источник народных святынь, воплощение и проявление всех высоких нравственных идеалов. Если же они и не были из среды духовенства, то все равно воспринимались не иначе, как через призму народно-религиозных нравственных ценностей». Приводя немало других причин, способствовавших укреплению ислама в чеченской общественной среде, авторы статьи справедливо считают его народной религией, неотделимой от исторических традиций, обычаев и духовной культуры чеченского народа.

465 комментариев

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.