ГАУ «Издательский дом»

Хамзат ЮНУСОВ. «Как океан безбрежный…»

…Ребенок с молоком матери начинает познавать мир. Первые слова ласки от матери он слышит на родном языке. Еще не умея говорить, он улавливает эти самые родные, самые приятные звуки от той, которая по воле Божьей произвела его на свет и кормит грудью. И не удивительно, что одно из первых его слов – «Нана» («Мама»). В дальнейшем, познавая мир, он удовлетворяет свое любопытство через все новые и новые, ранее неизвестные ему слова родной речи. Так рождались, воспитывались богатством материнского языка и взрослели в чеченском обществе девушки – для продолжения жизни, и юноши – для содержания и защиты семей.

В ученом мире нет сомнений в том, что чеченский язык – один из древнейших на земле. Его следы простираются до Передней Азии, к Шумерской цивилизации, в государства Урарту и Миттани в Междуречье, к закавказским царствам – до Алании на Северном Кавказе, о чем свидетельствует большое количество клинописных артефактов, переводимых на современные языки с помощью чеченского. Об этом говорят исследования русского ученого К.М. Туманова – «О доисторическом языке Закавказья», немецкого историка и археолога Эриха Церена – «Библейские холмы», чеченского языковеда К.З. Чокаева – «Наш язык – наша история», труды академика Н.Я. Марра, профессоров А.И. Шавхелишвили, В.В. Бунака, Е.И. Крупнова, А.П. Дьяконова, Г.А. Меликишвили, Ю.Д. Дешериева и многих других.
Чеченский язык входит в нахскую группу (чеченский, ингушский /Россия/ и бацбийский /Грузия/) иберийско-кавказской языковой семьи, все чаще называемой ныне учеными кавказской.


Попытки создания литературного чеченского языка на основе арабской графики предпринимались местными богословами еще в ХVIII веке. А в начале 60-х годов ХIХ века русский военный инженер, лингвист и этнограф, один из крупнейших кавказоведов Петр Услар, совместно с чеченцами – прапорщиком милиции Кеди Досовым и муллой Янгулбаем Хасановым, создает грамматику чеченского языка на основе кириллицы. Ее используют в течение шести недель в крепости Грозной для обучения грамоте 25 чеченских детей. В результате Кеди Досов создает первый чеченский букварь. Однако их усилия так и остались невостребованными – царская администрация на Северном Кавказе не была заинтересована обучением грамоте представителей малых народов.

Оставить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.