ГАУ «Издательский дом»

Муса Багаев. Монолог, взывающий к диалогу…

С годами становится слишком велик, непосилен груз жизненных впечатлений, возникает острая необходимость, хотя бы частично, освободиться от их тяжести, поделиться ими с окружающими людьми… Приходит такое душевное состояние, которое невольно заставляет человека остановиться, мысленно охватить прожитую им жизнь, вернуться в прошлое, чтобы извлечь из него правду о себе и времени.
О душевном состоянии человека в старости поэт К. Померанцев писал так:

    Нам под старость становится тесно
    От себя и от собственных дум…

Всем, сказанным выше, пожалуй, определяется феномен книги Г. Индербаева «Монолог памяти».
В основу книги легли реальные события жизни человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания временем. И все же, в книге читатель встречается с нечто большим, нежели «просто» биография человека.


«Монолог памяти» – это картины целой эпохи: в нем нашло отражение пережитого, прочувственного, увиденного и услышанного не только одним человеком, но целым поколением. И порою, даже, казалось бы, совсем незначительные детали из биографии автора, приобретают в «Монологе» более глубокое значение, отображая не столько отдельное, частное – сколько общее в частном: все подробности, о которых повествует автор, слишком характерны для прошлого. Они характерны не только для отдельной судьбы автора. Они раскрывают судьбу целого поколения. Под пером Г. Индербаева , например, оживают многие приметы послевоенного быта русской деревни.


Верность памяти – основная и ведущая тема воспоминаний Г. Индербаева. Кто хочет знать и помнить, возвращается назад… Без взгляда назад, в прошлое, нет и не может быть будущего.
Книга «Монолог памяти» состоит из множества очерков – новелл, которые, дополняя друг друга, создают запоминающийся «портрет» времени. Очерки они содержат в себе также эпизоды детства автора, воспоминания о его родителях и родственниках, о трагедии, случившейся с народом, размышления о времени. Они охватывают исторический период, протяженностью более семидесяти лет.


Очерки эти нельзя, конечно, назвать историями прошлого. Они лишь фрагменты истории, картины жизни разных лет. Но тем не менее в них наглядно обнаруживаются приметы времени: пишущий о своей жизни, не может не выразить и свою эпоху…
«Монолог памяти» – книга о людях, которых знал, любил и почитал автор. Поэтому общее, что характеризует его героев – это доброта. Автор тонко и тактично подчеркивает в них те или иные черты: серьезные, комические, а порою и парадоксальные. Через эти характерные особенности проявляется их индивидуальность.


Как известно, в любой мемуарной книге существует зримый и незримый мотив, вокруг которого создается повествование. В этом мотиве сосредотачивается какое-то главное воспоминание человека, какое-то ядро его судьбы. Главными мотивами «Монолога памяти» являются трагическая судьба близких автору людей, депортация чеченского народа…
Тема памяти в книге Гелани Индербаева трактуется широко, охватывает разные уровни сознания: это и память детства, память поколения, пережившего депортацию, память первых послевоенных лет и возвращения на родину.
Особо в «Монологе» звучит тема личной судьбы автора. Неслучайно то, что «Монолог» начинается со страниц, повествующих о его детстве, о сильнейших впечатлениях, сказавшихся на всей его жизни.


Очерки наполнены глубоко личным содержанием. Индербаев откровенен и правдив по отношению к себе и своим близким, сверстникам и друзьям.
Материал в книге «Монолог памяти» излагается так, как он вспоминается автору. Он не сочиняет, не приукрашивает, а просто рассказывает то, что было, что вспомнилось, без литературных притязаний. На том, о чем исповедуется автор, лежит печать пережитого, передуманного, переосмысленного.
«Воспоминания» Г. Индербаева – это настоящее «я» автора, стягивающее к единому центру повествования многие другие «я» автора, разбросанные по прошлому. В этих воспоминаниях автор как бы допрашивает свое прошлое, свою память без всякого снисхождения.
Острое чувство исторической дистанции, прекрасная, цепкая память, способная сохранить огромное множество внешних физических и психологических подробностей, строгая объективность, юмор, интимность, беспощадная искренность в самохарактеристике позволяют автору приблизить мир прошлого к нашему времени.


Как известно, книги о времени и о себе не пишутся по обдуманному плану. Они складываются из событий, которые особо отложились в памяти, не позволяют ей успокоиться.
Перед каждым, кто решается описать свои воспоминания, неизбежно встает нелегкий вопрос: как передать увиденное словами – так, чтобы прошлое не дробилось осколками, чтобы личность вспоминающегося не распадалась на множество ипостасей, каждая из которых расположилась бы на определенном этаже прошлого… С трудностями, названными здесь, Г. Индербаев, на наш взгляд, прекрасно справился: его прошлое предстает перед читателем некой лестницей, каждая ступенька которой – отдельное событие и в то же время один из фрагментов обособленного «я» автора.
Воспоминания «Монолога памяти» несут в себе не только информацию о прошлых событиях и фактах. Каждая глава мемуаров – самостоятельная новелла, со своим сюжетом, центральным образом и подтекстом.


Память в книге «Монолог памяти» осмысливается автором как духовное свойство человека, как невидимые узы, соединяющие отдельную личность с ее народом. Автор считает, что самое страшное, что может случиться с человеком – не смерть, а потеря памяти. Г. Индербаев призывает людей не забывать, не выбрасывать, а хранить и посещать свое прошлое. Искать в нем особые впечатления, отмеченные минуты, память о которых, может быть, и есть самое лучшее в жизни человека.
В книге звучит живой голос нашего современника, бывшего свидетеля многих событий ушедшего века. И в то же время в его воспоминаниях отсутствует желание с высоты якобы объективной истины, оценивать или интерпретировать события истории, освещать их собственным внутренним светом. Пожалуй, именно это и придает большинству очерков книги законченность и стройность, делая их художественно завершенными, подчас даже остросюжетными, имеющими самостоятельную ценность, и возможность выступать в качестве своеобразных новелл-миниатюр…


«Монолог памяти» повествует о давних и недавних событиях, о друзьях живущих и о тех, кого уже нет – всех тех, с кем свела его судьба . Воспоминания Гелани Индербаева написаны на добрую память людям, встречи с которыми оставили память в его сердце и след в жизни.
Книга написана в жанре, который пока что не получил развития в чеченской литературе, но потребность в нем все чаще и чаще ощущается: современный чеченский читатель обращен к прошлому, и этому есть свои причины. Современность, в которой живет сегодня чеченский читатель, находится в движении, противоречиях и переменах. И лишь прошлое, хотя бы внешне устоявшееся и неподвижное, может позволить отложить в своих глубинах, разместить какие-то желания, взгляды, страсти и раскаяние.
Завершить предисловие к «Монологу памяти» хочется строками, взятыми из стихотворения современного армянского поэта Ашота Граши. Они как нельзя лучше подходят для книги Г. Индербаева:

    Нет, я не просто книгу издаю,
    Я открываю вам судьбу свою…

Вайнах №2. 2022

4 комментария

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.