ГАУ «Издательский дом»

Зулай Хасбулатова. Проблемы, связанные с народной медициной чеченцев в XIX-XX веках

(по этнографическим материалам)

Народная медицина сегодня все больше привлекает внимание не только медиков и биологов, но и этнологов. Думается, такой интерес вызван прежде всего тем, что современные методы лечения ещё не исчерпали возможности использования многовекового и многообразного опыта народов в области медицины. Именно этим обусловлена актуальность и практическая значимость проблемы, рассматриваемой в статье.


Изучение традиций лечения дает возможность использовать их и в наше время, поскольку накопленный богатый положительный опыт народной медицины продолжает развиваться. Результаты использования традиционных народных методов лечения в некоторых случаях являются показателем их полезности.


Так как опыт народной медицины может служить источником полезной информации для официальной медицины, материалы представленной статьи могут иметь некоторое практическое значение. Для раскрытия указанной проблемы, помимо научной литературы, были привлечены полевые материалы, собранные автором во время этнографических экспедиций в селениях Чечни и Ингушетии, а также республик Северного Кавказа (1979-1995 г.).


Под народной медициной понимают совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах, гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Показателем мировоззрения и жизненного опыта следует считать народную медицину, которая представляет собой и существенную часть культуры любого народа, в том числе и чеченского.

Отсутствие письменных сведений лишило чеченцев большого богатства, поскольку традиционно-устный способ передачи знаний не всегда отличается полнотой и точностью. В народной медицине чеченцев, как и других народов, выделяют два взаимообусловленных и взаимосвязанных направления: «бытовое», носителем которого можно считать каждого человека и каждую семью; и второе направление – «профессиональное» – носителями этого направления являлись уже определенные люди – народные лекари – «лоры», знахари – «хума хууш болу нах».


Наибольшей известностью в Чечне пользовались «лоры» из села Майсты (Горная Чечня). В очерке о социально-экономическом состоянии Нагорной Чечни, опубликованном в сборнике «О тех, кого называли абреками», читаем: «Там, где козы падают с кручи, люди косят и сеют хлеб! Впрочем, почти у каждого майстинца либо сломана нога, либо проломлена голова. Здесь, к моему изумлению (пишет автор – З. Х.), я нашел даже хирургов со своеобразными хирургическими инструментами: крючки – раздвигать кожу на пробитой голове, щипчики – вытаскивать осколки из мозга и скребок – скрести кости…» [1, с. 89-90]


По сведениям известного чеченского писателя Х.Д. Ошаева, искусством трепанации черепа обладали многие майстинские «врачи», в том числе И.Бачашвили (майстинец, переселившийся в Грузию), а также умели производить трепанацию черепа народные лекари-грузины: «В Хевсуретии лекари умели производить трепанацию черепа. Для операции использовали самодельные деревянные и железные инструменты: маленький нож, выполнявший роль ланцета, железный скобель, пинцет… В ХIX веке практика трепанации черепа известна и в Сванетии». [2, с. 658-659]


Редко кто из известных народных лекарей был «специалистом во всех областях медицины». Чаще лекари имели «узкую» специальность: одни практиковались на применении растительных средств, другие были костоправами, третьи выступали в роли акушерок и «специалисток» в женских болезнях и т. д.


В каждом селении были свои лекари – мужчины и женщины. Женщины в основном лечили внутренние болезни, занимались «терапией», а мужчины больше были костоправами, доминировали в «хирургии». Этим следует объяснить и то, что мужчины пользовались чаще рациональными средствами, а женщины обращались к магическим действиям.
Тот факт, что в каждом чеченском селении были свои лекари, отмечал исследователь быта чеченского народа Пантюхов И.

Он писал: «Для лечения болезней в каждом ауле есть свои лекари». Он также указывал на то, что «с давних времен особенно славятся (у чеченцев) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые чеченские хирурги делают трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом скабливают череп до самых оболочек мозга». [3]


Среди чеченцев были искусные мастера-врачеватели, имена которых, благодаря памяти народа, дошли до нас. Это Моцуев из села Чуьреаул (Чири-Юрт) Шалинского района, Сосланбек Бекмурзаев из села Валерик Ачхой-Мартановского района, Вашаев Эдил-Солта из села Урус-Мартан Урус-Мартановского района, Шовхал-ТIаьхьи из Курчалоя, позже лечением занималась его дочь – Петимат.


Следует отметить, что ни один из врачевателей не располагал научными методами и не имел научных средств борьбы с человеческим недугом. И поэтому при лечении нервнобольных Моцуевы из Шалинского района применяли магические обряды наряду с действительно рациональными приемами: применяли трудотерапию, закаляли организм при помощи воды и воздуха. Народная медицина чеченцев располагала и многими другими рациональными методами лечения больных от разных болезней……………………………………………….

Продолжение читайте в журнале «Нана» №2. 2024

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.