ГАУ «Издательский дом»

Возвращение домой…

В бытность, когда журнал «Вайнах» выходил раз в месяц (сейчас это вспоминается и воспринимается как сказка), главный редактор Муса Ахмадов возложил на меня, кроме отдела публицистики, поиск талантливых чеченских художников для четырех страниц обложки каждого номера. Так как талантливые художники табунами не ходят, задача была не из простых. Повторюсь, тогда это надо было проделать раз в месяц и обязательно на четыре страницы обложки. Для контраста – сейчас это делается раз в три месяца и только для лицевой страницы обложки. Я стал ходить на всевозможные выставки, в музеи, знакомиться, обзванивать друзей и коллег, отслеживать молодых перспективных выпускников художественных факультетов и училищ.


В один из летних дней 2014 года я вышел на очередную «охоту» – поиски нового художника для следующего номера. Дело было в музее «Аллея Славы». Хожу я, брожу по картинным галереям и ищу среди знакомых картин незнакомые. Завернув за очередной угол крыла музея, я увидел четырехножные подставки, на которых выставлены картины, их мне пришлось лицезреть впервые. Тут тебе и какая-то урбанистическая фантасмагория, и фэнтези, и горные пейзажи, которые были выполнены в разных направлениях и жанрах, с одной стороны, присутствовала классическая подача, с другой – с современными элементами ухода в иную реальность.

Далее картины изрядно «консервативного толка» с изображением старого Грозного… Я подумал, что этот «микс» разных стилей от разных художников выставлен здесь специально, чтобы зритель явственно прочувствовал стили и направления изобразительного искусства, вероятнее всего, чеченских художников разных поколений. В этот момент рядом со мной встал молодой мужчина и поздоровался. Ответив на его приветствие, я продолжил разглядывать картины. Молодой человек оставался на месте, и в какой-то момент я заметил, что сам он не столько картины разглядывает, сколько следит за моей реакций.
– Ты здесь работаешь? – спросил я.


– Да, – ответил он.
– А кто авторы этих картин? Наши местные художники?
– Я, – ответил он.
– В смысле «ты»? – переспросил я. – Это все написано рукой одного художника?
– Да, – ответил он.
У меня еще в голове мелькнула из Бродского: «Позволял своим связкам все звуки, помимо воя» – с последующим перефразированием: «Позволял своей кисти все виды мазков…»
Так я познакомился с Чингисханом Хасаевым.


С того самого дня началась… нет, не дружба – для дружбы мы редко виделись и общались, началось наше знакомство, добрые отношения и сотрудничество Чингисхана с нашим журналом. При каждом удобном случае журнал публиковал репродукции его картин. На мои просьбы прислать «тематические» работы – для зимнего номера «зиму», для осеннего – «осень», Чингисхан только улыбался в ответ, но каждый раз удовлетворял мои дилетантские заскоки своей пронзительной пейзажной живописью.


Однажды он отправил на мою почту большое количество слайдов-фотографий своих картин и следом написал об этом в «Ватсапе», что так мол и так, что могу в любое время распорядиться на свое усмотрение этими фотографиями для публикации в нашем издании, и необязательно спрашивать у него на то разрешение. В конце он привел довольно-таки комплиментарный текст в мой адрес, что считаю нескромным здесь его приводить.


Одна из последних работ, которую мы опубликовали на обложке «Вайнаха» была картина «Первый снег». Это был №4 за 2023 год. У меня никак «не доходили руки», чтобы заскочить к Чингисхану с парой памятных для него номеров – то одно, то другое, то третье… И вдруг страшная и печальная весть о его смерти… Когда я прочел эту новость, первое, что приходило на ум: кому это взбрело в голову так глупо пошутить…


Позже перечитывал нашу переписку по электронной почте и в «Ватсапе»… Рассматривал его картины, в которых сейчас начали появляться новые символы и смыслы… Его фотография, которую он по моей просьбе прислал, для первой публикации в журнале… И в которой раз правдивость слов Анны Ахматовой о том, что со смертью человека изменяется его портрет…


Я свидетельствую, что Чингисхан Хасаев был одним из самых порядочных людей, которых я когда-либо знал.
Заново листая на компьютере изображения его картин, взгляд остановился на работе под названием «Мечты о возвращении домой», которая была опубликована в «Вайнахе» в 2022 году. Мне кажется, любое произведение Чингисхана могло бы носить такое название. И вообще – любое поистине подлинное произведение искусства – это мечта о возвращении домой.


Ибо сказано в Коране: Инна лилляхи ва-инна иляйхи раджиун – Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.
Аллах1а гечдойла хьуна!
Аллах1а декъалвойла хьо, Чингисхан!

P.S. На обложке: репродукция картины Чингисхана Хасаева «Довоенный Грозный».

Саламбек Алиев

Продолжение читайте в журнале «Вайнах» №2. 2024

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.