ГАУ «Издательский дом»

Мохмад-Салах СЕЛЯХОВ. Рожденный с особой отметиной в судьбе

В этом сказании устами самого царя Таймураза недвусмысленно говорится, что в судьбоносные для Грузии дни, когда в результате иранского вторжения решался вопрос быть или не быть ее государственности, именно чеченцы оказали своим соседям реальную помощь. Она на самом деле, если исходить из конкретных фактов исторической действительности того времени, выражалась не только в активных участиях чеченских боевых отрядов в военных действиях на стороне Грузии, но и в теплом приеме вынужденно покинувших свою Родину ее жителей. Среди них на правах почетного гостя был и царь Таймураз со своей семьей.
По логике вещей, у фольклорных произведений коллективный автор, представленный самим народом, выступает в качестве непредвзятого и последовательно объективного цензора. Ввиду этого в них, на мой взгляд, несмотря на резко выделяющуюся риторичность изложения, присущий почти всем сравнениям гиперболический характер и, как следствие, наличие ярко-эмоциональной окрашенности многих предложений, исключается преднамеренное или случайное искажение фактов.


Астамир обладал непререкаемым авторитетом в горах как беспредельно храбрый человек, готовый всегда отстаивать ценою собственной жизни идеалы чести, свободы и справедливости. И то, что грузинский царь в сказании просит его принять участие в дипломатической миссии в Москву, тоже о многом говорит. Прежде всего, Таймураз понимал, что в любых непредвиденных ситуациях по пути следования в столицу русского государства удалой Астамир надежно защитит его, поскольку он не утратил статус гостя чеченской земли. Для полной ясности здесь необходимо упомянуть об одном обстоятельстве, имевшем немаловажное значение в становлении беспредельно доверчивого отношения царя к простому горцу. За время пребывания среди чеченцев Аргунского ущелья он пришел к твердому убеждению, что для жителей этой части Чечни, неприемлема ни в какой форме вассальная зависимость от господина в силу существующего особого уклада жизни и веками сформировавшихся подлинно-демократических, неписанных законов (адатов), справедливо регулирующих все вопросы жизнедеятельности населения.


На разных этапах истории было немало попыток закабалить жителей этого края с помощью силы и посредством различных ухищрений, но все они не увенчались успехом. С большой долей вероятности можно утверждать, что грузинский царь не мог не знать, что на земле, где он нашел убежище, его статус будет котироваться выше, чем царский титул.
В сказании, когда Таймураз обращается к Астамиру, он всегда называет его другом.
В завершении сказания Астамир охотно соглашается сопровождать Таймураза в Москву, так как это дело чести и долга для него. Ведь к грузинскому царю-изгнаннику, прежде всего, он относился как к почетному гостю чеченской земли.


По свидетельству Мудаевой Петимат Дудаевны (1907 г.р. ), в селе Урдюхой с конца 30-х годов прошлого столетия прослыла как талантливая исполнительница народных песен молодая девушка Тазабаева Маржан. Много интересных произведений было в ее репертуаре о доблестных сыновьях и дочерях чеченской земли, прославивших в разное время свою Родину. Умудренные жизнью старцы часто приглашали ее на свои посиделки и с неподдельным чувством гордости внимали ее необыкновенно трогательному пению. Особенно по душе им приходилась песня о своем сородиче, легендарном Астамире. Много раз по их просьбе юное дарование повторно исполняло ее под аккомпанемент своей небольшой двенадцатиклавишной гармошки, взбадривая сердца почтенных слушателей.


Как я ни допытывался, к моему большому сожалению, престарелая Петимат не смогла вспомнить слова этой песни, хотя в молодости знала их наизусть. Возрастные пробелы памяти сделали свое дело. Но одно не переставала она твердить, что в ней восхвалялись личностные качества легендарного Астамира, в числе которых, прежде всего, были беспредельное благородство, полное отсутствие чувства гордыни, острый ум, верность данному слову, неимоверное мужество и наличие постоянного беспокойства совершения поступка, способного порочить честь и достоинство чеченца. И еще об одном случае из жизни Маржан она любила рассказывать.


23 февраля 1944 г. солдаты НКВД согнали жителей села Урдюхой и хутора Тевзани в котловину, которая находилась на северо-западной окраине населенного пункта, близ речки Харзой-Эрк. С раннего утра и далеко за полдень их держали там, пока ближе к вечеру не переправили в село Сатты для дальнейшей транспортировки на грузовых автомобилях на железнодорожную станцию. Вокруг этой местности, на господствующих высотах были расставлены пулеметные расчеты, а по всему периметру котловины дежурили автоматчики.
В этот день шел мокрый снег и непрерывно дул пронизывающий ветер. Казалось, что сама природа решила перекликаться с началом трагической полосы в жизни многострадального народа и послушно подстраивалась под ее мрачный такт. Со всех сторон опустевшего от людей села доносилось мычание коров да лай собак, местами переходивший в протяжный вой.

Оторванные с раннего утра от теплых родных очагов, находясь в непривычной обстановке всеобщей тревоги и холода, плакали дети. Даже взрослые под воздействием этой жуткой картины впали в уныние. И тут, прислонившись к стволу тутового дерева, запела Маржан свои любимую песню об удалом Астамире, виртуозно подыгрывая на гармошке. Потом девушка спела песню собственного сочинения, проклинающую Сталина за то, что он нарушил их счастливую жизнь. От ее поступка беспомощные люди буквально воспрянули духом и, как по мановению волшебной палочки, вышли из подавленного состояния. Несмотря на то, что я сейчас отхожу от основной темы данной статьи, хотелось бы привести буквально два куплета из той самой песни.

Iуьйранна кхойкху ненан кIорни,
Суьйренна кхойкху ненан кIорни,
Ва, Сталин, тхан ирсе дахар дохий ахь,
Хьо вилла сихонца яьшки чу.

Тхов тIера котаман бен хIаллак би ахь,
Цунна тIе боьду берийн некъ хади ахь,
Ва, Сталин, тхан ирсе дахар дохий ахь,
Хьо вилла сихонца яьшки чу.

Астамир пользовался непререкаемым авторитетом не только в Шатое, но и далеко за его пределами. Несмотря на то, что его имя при жизни находилось в ореоле славы, он был предельно скромным человеком. По рассказам старожилов, ему становилось неудобно, когда при нем говорили о его достоинствах, совершенных им поступках и делах.


Однажды в село Сатты, согласно легенде, приехали три джигита из карабулакских чеченских поселений, чтобы воочию взглянуть на живую легенду гор и как можно больше узнать про него. Когда гости, ведя за собой лощадей, поравнялись с домом Астамира, то они увидели во дворе широкоплечего, среднего роста мужчину, усердно показывающего мальчишкам с помощью прута приемы кинжального боя. Первые впечатления не сулили им ничего, кроме досадливого разочарования. Оно быстро сменилось чувством восторга, когда учитель, запрокинув за спину руки, повелел всем своим ученикам разом наброситься на него для нанесения ударов мнимыми кинжалами. Астамир делал настолько резкие, неуловимые для глаза движения, ловко отклоняясь и уходя от ударов, что в конце занятий нападавшие полностью выдохлись, ни разу не задев его.


Астамир радушно встретил гостей, и они побыли у него три дня. Этого времени было достаточно, чтобы у них рассеялись кое-какие сомнения относительно незаурядности саттинца. Во-первых, они пришли к твердому убеждению, что главным смыслом жизни Астамира является беззаветное служение Отчизне. Во-вторых, поняли гости, что для него честь и свобода превыше всего, а все остальное второстепенно.
Как гласит предание, когда Астамир был полностью занят гостями, к нему с просьбой обратилась одинокая старушка, чтобы он помог починить крышу сакли, поврежденную ветром. Астамир охотно согласился, но оказался в несколько неудобном положении, но гости, поняв в чем дело, дали добро хозяину, притом еще сами настояли на том, чтобы разрешить им принять участие в благотворительном деле.


Астамира можно однозначно назвать человеком, которому удалось воплотить свою жизнь в основополагающие идеалы чеченской народной этики. Более того, он был известен был как мудрый прозорливый человек с философским взглядом на жизнь. К нему постоянно шли люди за ценным советом и наставлением.
В 70-80-х годах двадцатого столетия среди старожилов Советского района ЧИАССР в активном употреблении находились крылатые изречения, принадлежащие Астамиру.
Нижеследующий небольшой перечень этих выражений записан мною со слов Эпендиева Докки Донгаевича, уроженца села Урд-Юхой (1936 г. р.) в 1987 году. По его воспоминаниям, его отец – Эпендиев Донга (1897 г. р.) часто воспроизводил их по памяти, гордо подчеркивая, что так говорил его сородич Астамир.

Шотойн Аьстамара олуш хилла (Астамир Шатойский говорил):

  1. Дика къонах орцане воьдуш хьалха ваьлла хир ву, тойне воьдуш тIаьхьа висна кхочур ву. Храбрец (молодец, удалец) будет первым среди спешащих на помощь, но на вечеринку может опоздать.
  2. Къинхетам боцчу сица къонахалла хир яц. Не может быть доблести в том, кто лишен милосердия.
  3. Къонахчун бахам алсам бер бац, цуьнан маршо гатъеш бен. Приумножая свое состояние, къонах (настоящий мужчина) ограничивает свою свободу.
  4. Къонах дин меца а болуш, шен кийра бузо охьа хуур вац. Къонах не станет утолять собственный голод, не накормив своего скакуна.
  5. Къонахалла ара яьллачу даг чохь куралло шен хIусам йо. В сердце, которое покинуло мужество, поселяется гордыня.
  6. Балано неI тоххалц ца Iаш, цунна кийча хила веза къонах. Къонах должен быть готов к испытаниям до того, как беда постучится в дверь.
  7. Къонахчо ша вен гIертачу мостагIчунна тешнабехк бийр бац. Къонах даже против врага, которого он намерен убить, не будет поступать вероломно и подло.

В ХVII веке участились случаи, когда казаками совершались целенаправленные попытки расширения свои пахотных и сенокосных угодий за счет чеченских равнинных земель, прилегающих к станицам. На этой почве периодически возникали стычки между ними и местными коренными жителями вдоль всей линии соприкосновения. По первому зову своим равнинным братьям на помощь приходили горцы. Астамиру не раз приходилось во главе отряда добровольцев участвовать в таких акциях. Согласно преданию, кроме одной дочери у него не было больше детей. Умер в возрасте сорока лет и похоронен в саттойском родовом кладбище.


Такие сыновья чеченской земли, как Астамир Шатойский, рождаются с особой отметиной в судьбе, для самой святой и благородной миссии – беззаветному служению Родине. Поэтому, с честью выполнив ее, они переходят в разряд бесценного достояния народа, а их праведная, полная доблести жизнь продолжает через века светить последующим поколениям яркой путеводной звездой.

Вайнах №1. 2021

11 217 комментариев