ГАУ «Издательский дом»

Мохмад-Салах СЕЛЯХОВ. Рожденный с особой отметиной в судьбе

Представитель того или иного общества чеченцев, ярко проявившийся как безупречный носитель морально-этических норм кодекса чести, как правило, еще при жизни становился общеизвестным человеком, заслужившим право быть зачисленным в список особо уважаемых, доблестных личностей края (мехкан къонах) в исторической памяти народа. Он находился постоянно в поле внимания своих соплеменников, являясь эталоном для подражания. На примере его жизни воспитывалось подрастающее поколение. Чтобы оказаться на таком пьедестале авторитета, не обязательно было совершение какого-либо подвига, но самое активное участие в общественно-политической жизни региона, не на словах, а на деле защищая интересы народа, непременно рассматривалось как главное требование. Благодарные соотечественники посвящали своим отважным сыновьям героико-эпические песни (илли), слагали легенды и сказания и этим самым увековечивали их имена.


Плеяда знаменитых людей чеченского народа состояла из конкретных исторических лиц таких, как Адин Сурхо, Астамир Шатоевский, Ахмад Автуринский, Бейбулат Таймиев, Байсангур Беноевский, Зелимхан Харачоевский и других.
Астамир Шатоевский, или, как его нарекли в горах, Яски Астамир, то есть Астамир, сын Яски, согласно родовому тептару саттойцев, является вторым сыном одиннадцатого предка их тейпа. Без существенной погрешности можно установить годы его жизни. Это примерно сорокалетний отрезок времени, начиная с 1629-34 гг.


В каких важных исторических событиях, имевших далеко не второстепенное значение для края, проявилась личность Астамира Шатоевского, что позволило ему в памяти народа оставить о себе неизгладимый след? Конечно, отвечая на этот вопрос, будет целесообразно отметить, что между аборигенами Аргунского ущелья и жителями сопредельных областей Грузии еще со средневековья поддерживались добрососедские отношения, которые выражались в непрерывно оказываемой взаимопомощи в различных перипетиях истории региона, в дружеских узах между отдельными семьями, а также, до принятия чеченцами ислама, имелось место брачным союзам.

А если подойти к рассмотрению этих отношений через призму чеченского фольклора, то они преимущественно во всех его жанрах показаны с явным преобладанием позитивных моментов. А негативные случаи на фоне многовекового сотрудничества двух народов носили настолько незначительный эпизодичный характер, что никак не смогли пошатнуть крепкие устои дружественных связей. Но зато во многих памятниках устного народного творчества чеченцев нашли яркое отражение факты гостеприимства, взаимопомощи и дружбы.
Предлагаемый вниманию читателей текст сказания об Астамире Шатоевском прямое тому подтверждение.
Саьттойн Аьстмарх а, гуьржийн эла
Теймуразах а лаьцна дийцар

ГIелвелла махкаха хьо ваьллачу деношкахь, мостагIаша вен хьийзош, лелачу хенахь, доттагIаша букъ тоьхна, цхьалха хьо висча, орцана довха куьг кховдийна, тешамна мокхазан берд хилла, хьуна юххе дIахIоьттира Яскин воI Аьстмар. Веза хьаша хьох вина, гуьржийн эла Теймураз, лерина лелийра хьо цу ламанан кIанта. Шен махкахь хьешана коьртара чо ца божийта, хьан дегIан IиндагI хилла, де-буьйсийца къестош, сема волуш даима, Iаьржачу шен динца хьуна гонахь чIуг етташ, шаьлтана мукъ тIера куьг схьа а ца доккхуш, шина шарахь ларвира хьо яхь йолчу саьтточо.


Цхьана дийнахь Гуьржехара хезначу шийлачу кхаьънаша синтем а бохийна, гIайгIанаш алсам ва евлла,сингаттаме мохьано чIогIа охьатаIийна, корта лаьцна Iаш вара эла Теймураз. Цу хьолехь шен хьаша ву аьлла хезна, цунна тIе а вахна, Аьстмара хаьттира: «Дакъаза ма вала, сан мехкан хьаша! Ма чIогIа воьхна Iа хьо, шина куьйгаца коьртана гIортор а йина! ХIун бала бу техьа сел кьиза хьан гIийла сахьийзош, хьуна тIе боьссинарг? И чу ца къуьйлуш балхабе соьга, сох болу тешам лахбелла хьо вацахь».


Сихонца дегI нисдеш хьала а гIаьттина, доггаха куьг лоцуш мара а кхетта, бос баьхьна йолу юьхь серла а яьлла, жоп луш вист хилира эла Теймураз: «Хьо марша вогIийла, яхь йолу Аьстмар! ГIо оьшучу хенахь тешаме доттагI, кхайкхаза кхечи хьо суна тIе тахна. Охьа а хаий, ладогIахьа соьга, са дадийна шен махкаха ваьллачу эле. Хьо воцург дог эца кхин стаг ма вац сан, со холча хIоттийнарг ас дуьйцу хьоьга. Гуьржийн мохк ши шо ду Iазапехь лаьтта, мостагIчун кога кIел де эшна бахна. Йийсаре лаьцна сан къам ду холчахь, цуьнан гIийлачу узарша Iийжадо дог. Аьрзуно цхьаъ бен йоцу шен кIорни санна, тIема кIел хьулвина, шайн хазчу гIиллакхашца сан дог а хьоьстуш, леррина лелийна аш со ца хиллехь, тахана эла воцуш, байлахь хир яра сан маьлхан Гуьржийчоь.


МостагI сайн махкара хIаллаквеш ваккха, тIеман ницкъ тоъал вовшах ца кхетта сан. ДоттагI, дехар ду хьоьга сан доккха, оьрсийн паччахьана тIеволахьа соьца. Бан безаш болу некъ бу хьуна хала, шел луьра кхин хила йиш йоцуш, Москоха шахьара кхаччалца беха, халонаш, кхерамаш шеца алссам ва йолуш».
ТIаккха вист хилира яхь йолу Аьстмар: «Бехачу новкъахь дерг хаа йиш яц вайна, Iожаллин кхелах ваьлла стаг а вац, ахь са ма гатде, сан веза хьаша, хьуна луъучу хенахь, со кийча ву хьуна» .

Сказание об Астамире и грузинском князе Теймуразе

В дни, когда ты усталый покинул родину, когда враги грозились убить тебя, а друзья повернулись спиной, когда тяжкое одиночество нависло над тобой и некому было протянуть руку помощи, как гранитная скала, встал рядом с тобой Астамир, сын Яски. Сделав из тебя дорогого для себя гостя, с особым трепетом этот сын гор ухаживал за тобой. Боясь, что с твоей головы упадет хотя бы один волос, став твоей тенью, не смыкая глаз ни днем, ни ночью, верхом на своем черном скакуне отплясывая вокруг тебя, не убирая руку с эфеса кинжала, в течение двух лет он оберегал твой покой.


В один из дней, когда до его слуха дошли тревожные вести с родной Грузии, опечаленный сидел князь Теймураз, обхватив голову руками. Увидев его в этом состоянии, спросил Астамир: «Что же ты пригорюнился, мой знатный гость?! Что же ты сидишь, схватившись за голову?! Что за беда и горе съедают твою душу?! Не держи в себе, поделись со мной, если не растерял прежнего ко мне доверия!»


Вскочил в тот же миг князь Теймураз, обнял он крепко Астамира и, с просветленным лицом, молвил: «Приходи свободным, о доблестный Астамир! В трудные минуты ты всегда выручал меня! Присядь и послушай того, кто, спасаясь бегством, вынужден был покинуть родину! Кому, как не тебе, я расскажу о своих горьких раздумьях?! Говорят, что моя Отчизна два года как находится под игом врага. Мой народ в плену у супостата, и до меня сюда доносится его стон. Если бы подобно орлу, прикрывши крылом своего единственного орленка, вы не сберегли меня, моя солнечная Грузия лишилась бы своего князя! Прогнать врага с родной земли у меня недостаточно сил. Друг, я прошу тебя сопроводить меня в поездке к русскому царю. Дорога и дальняя, и трудная, и рискованная, так как надо ехать до самого Москвы-града».
И тогда заговорил доблестный Астамир: «Нам неведомо, что несет и сулит дальняя дорога, и от смерти не уйти никому, ты же не переживай, мой дорогой гость! Как только ты скажешь, я готов к любой дороге!»

11 173 комментария