ГАУ «Издательский дом»

Мансур МАГОМАДОВ. Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX века

Известный российский журналист и ученый Мансур Гайрбекович Магомадов, автор многочисленных научно-популярных работ в области философии и средств массовой информации, в январе текущего года отмечает 60-летний юбилей.
После окончания в 1985 году факультета журналистики Ленинградского (ныне Санкт-Петербурского) государственного университета, собственные, жизненные «университеты» Мансура Магомадова были связаны со многими республиканскими и федеральными информационными изданиями. В 2003 году на философском факультете МГУ защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук. Профессиональная и научная деятельность Мансура Магомадова была отмечена многочисленными почетными грамотами, медалями и знаками.
Коллектив «Издательского дома» от души поздравляет Мансура Гайрбековича с этой датой! Желает ему крепкого здоровья и дальнейших реализаций творческих планов!

Социальные взгляды Таштемира Эльдарханова

Среди общественных и политических лидеров Чечни начала ХХ века, чьи нравственные принципы и мировоззренческие позиции не претерпели особо заметных видоизменений под воздействием меняющейся реальной действительности, был видный государственный деятель Терского края Таштемир Эльдарханов (1870-1934). Это вовсе не означает, что Т. Эльдарханов был не способен правильно оценивать и воспринимать меняющуюся реальность.

Дело, на наш взгляд, предстояло совершенно по-другому: с самого начала своей активной общественной деятельности во главу угла своего поведения, мировоззрения и принципов взаимодействия с окружающим миром и обществом он поставил общечеловеческие, надклассовые, надпартийные интересы. Это предопределило характер его взаимоотношений с окружающей действительностью и формирование принципов мировосприятия. Исходя из такого миропонимания, строил Т. Эльдарханов и свои публичные и печатные выступления. Такая рефлексия, основанная на объективном восприятии окружающего мира со всем его сложным, многогранным изменчивым характером, явственно просматривается в его духовном наследии, на это указывает и его сложная и трагическая судьба.


В силу такой классовой и партийной неопределенности, из-за нежелания слепо признавать предписания и догматические постулаты большевистской идеологии, которые принуждали своих последователей втискивать многосложную реальность в упрощенные идеологические рамки марксизма, Т. Эльдарханов и не был признан в свое время прогрессивным деятелем, чья жизнь, творчество и судьба достойны философского осмысления и научного изучения. Безусловно, Т. Эльдарханов был противником насилия во всех его формах, и не только над человечностью, гуманизмом, но и над историей, реально развивающейся действительностью. Исследование творческого наследия Т. Эльдарханова стало возможным только в эпоху хрущевской оттепели и горбачевской перестройки, гласности, нового мышления1.

Идеологические истоки воззрений Т. Эльдарханова

Таштемир Эльдарханов, один из тех немногих чеченцев, которым удалось получить превосходное по тем временам образование. Он окончил сельскую арабскую школу, а затем и светскую школу в г. Грозном. Продолжил учебу во Владикавказском реальном училище, где, по мнению историка Ж. Гакаева, глубоко изучил историю общественно-политических движений, познакомился с идеями Герцена, Белинского, Писарева, Добролюбова, Чернышевского. Мировоззрение Т. Эльдарханова, его духовный мир и жизненная позиция формировались под непосредственным влиянием идеи национально-освободительного движения горцев против колонизаторской политики царизма.
Изучая историю российского государства, русско-чеченских связей, пытаясь понять причины поражения горцев в Кавказской войне, Т. Эльдарханов все больше утверждается в мысли о том, что будущее чеченского народа, независимость и свобода его Родины неразрывно связаны с обновленной, демократической, свободной Россией. Этот вывод определил, по мнению Ж. Гакаева, направление всей последующей деятельности Таштемира Эльдарханова.


В 1890 году Т. Эльдарханов заканчивает полный курс Грозненского реального училища и поступает в учительский институт в городе Тифлисе. Тифлис к тому времени стал не только административным, но и культурным и политическим центром Кавказского края.
В студенческие годы у Т. Эльдарханова появился устойчивый интерес к обществоведению, истории, философии. Он читает труды Канта, Гегеля, Маркса, много работает в архивах, собирая материалы по истории и этнографии родного края, изучая чеченскую словесность, устное народное творчество. В тот период им накапливаются те обширные познания, позволившие ему впоследствии стать одним из видных деятелей чеченского народа.
Научная и просветительская деятельность Т. Эльдарханова началась со сбора и обработки богатого фольклорного материала.

Еще в первый год обучения, в 1880 году, в “Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа” он публикует свои первые записи сказок, легенд и притчей чеченцев. В самом фольклоре его больше всего интересуют мотивы дружбы и братства народов, их единства, взаимопомощи, взаимного уважения. Знакомство с духовной культурой друг друга способствует сближению народов. Именно такую цель преследовал Т. Эльдарханов, собирая и публикуя в Тифлисе на русском языке чеченские народные сказки2. Этим он хотел показать, что такие понятия, как честь, достоинство, гостеприимство, уважение старших стали неотъемлемой частью повседневного поведения и быта народа.


Собранный им фольклорный материал имеет научное значение не только в плане изучения истории и культуры чеченцев, но и представляет большой интерес как литературный опыт3.
В 1893 году Эльдарханов успешно заканчивает Тифлисский учительский институт и получает звание народного учителя. Т. Эльдарханов не примыкал к какой-либо политической партии или организации, он видел, что в стране назревают социальные перемены, и стремился найти в них свое место.


Мировоззренческая позиция Т. Эльдарханова в ранний период основана на убежденности в том, что каждый имеет право свободно высказывать свои взгляды. В 1898 году Т. Эльдарханов – учитель грозненской горской школы. Огромное трудолюбие, глубокие знания снискали ему уважение учеников и коллег, общественности Грозного и Чечни. Воспитанный на прогрессивных традициях чеченской и русской культуры, Т. Эльдарханов выступал как страстный поборник дружбы между народами, стремился привить ученикам и горцам любовь к Родине, к передовой русской культуре. В Грозном Т. Эльдарханов продолжил работу по сбору и систематизации чеченского фольклора. Ее итогом стало издание сборника «Чеченские тексты», ставшего заметным событием в культурной жизни Чечни4.


В Грозном усиливается пропаганда социалистических идей, нарастает борьба рабочих за свои права. Не примыкая к какой-либо политической партии, Т. Эльдарханов внимательно прислушивается к пульсу времени, следит за событиями, которые разворачивались в стране и в Терской области. Будучи по убеждениям демократом, он с болью в сердце воспринимал бесправное положение чеченцев и ингушей. Революцию 1905 года Эльдарханов встретил как должное, как закономерный итог всех предшествовавших событий: несправедливое правление властей должно было вызвать ответную реакцию со стороны общественности, мысль о необходимости социальных перемен зрела в обществе давно, а толчком к этому послужило политическое выступление народа.

39 комментариев

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.