ГАУ «Издательский дом»

Роза МЕЖИЕВА. «Сказать, но не вслух», или «Шепот безначального» в лирике Хавы Нэ

За последние десятилетия в литературе нашей республики появилось немало новых имен. Некоторые из них иногда можно увидеть в престижных шорт- и лонг-листах известных издательских ассоциаций, телеканалов и библиотек Российской Федерации.
Поэтам в этом плане, конечно, не очень повезло – времена «шестидесятников», собиравших на свои чтения полные стадионы, остались в прошлом. И сегодня примером узнаваемости у, скорее слушающей, чем читающей, публики можно назвать некоторых поэтов-песенников – при условии удачной коллаборации с музыкантами, исполнителями и композиторами…

Или же все эти природные таланты и профессиональные навыки, «по счастливому стечению обстоятельств», проявляются в одном человеке. Последние гарантированной славы не обещают, но одной-двумя «терниями» на пути к «звездам» наверняка станет меньше (современный стиль общения в соцсетях, к примеру, как бы подсказывает сейчас поставить за скобками ироничный смайлик, но архаические «гаджеты» вроде пера и листа бумаги, где излагаются сии соображения, фамильярности чужды, поэтому ограничусь точкой).
Так вот, вышеотмеченные «человеки-оркестры» нередки и в нашей творческой среде – поделюсь своими впечатлениями об одном из них (вернее, одной), в силу более продолжительного знакомства и частого общения.


Имя чеченской поэтессы Хавы Гагаевой наверняка известно многим нашим постоянным читателям. А еще ее хорошо знают под псевдонимом Хава Нэ поклонники музыкального творчества – и эта известность давно преодолела условные границы, в которых «варится» субкультурная «тусовка» фанатов рок- и фолк-музыки из среды чеченской молодежи чуть «до» или немногим «за» тридцать лет…
Однако еще десять лет назад все было по-другому.


На свою историческую родину Хава вернулась не с пустым багажом: одновременно с учебой в обычной средней школе в Ванаваре она закончила художественную и музыкальную. В самом Красноярске какое-то время успела поиграть в одной из местных рок-групп и даже поступить в институт, чтобы «выучиться на инженера» (да, способности к точным наукам тоже есть)… но любовь к искусству все же перевесила. Ведь свое первое стихотворение Хава написала еще будучи ученицей третьего класса – которое, кстати, очень понравилось маме, и увлечение дочери поэзией ею только приветствовалось…
В Чеченской Республике в те годы почти никто не знал о Хаве Гагаевой – и уж совершенно точно никто и ничего – о Хаве Нэ.

Таким же «дивным новым миром» предстала перед глазами девушки, родившейся и выросшей в таежном селении Ванавара, бывшего Тунгусско-Чунского, а ныне Эвенкийского района Красноярского края, и малая историческая родина.
Причем миром настолько «новым» и «дивным», что порою ее сознание требовало срочной «корреляции» представлений, почерпнутых в атмосфере семейных преданий «старины глубокой» (или, как еще говорят у нас, «Миколай заманах»*), с современными реалиями.
«Это был полный разрыв шаблона», – вспоминает она свои первые впечатления от наблюдений за жизнью чеченской молодежи.


Городская библиотека, «Центр современного искусства» (ЦСИ), а также ДК «Оргтехника» и даже республиканская филармония, где работали ребята, игравшие рок-музыку, и где несколькими годами позже, по окончании колледжа искусств, успела поработать и сама Хава – неполный список только «официальных» мест, где собирались старшеклассники, студенты или выпускники средних и высших учебных заведений, начинающие поэты, писатели и журналисты… А также «молодые люди без определенного рода занятий», тянувшиеся к общению, желавшие поучаствовать в актуальных тематических диспутах, развлекательных викторинах – или просто послушать живую музыку, выпить кофе со сладостями (можно даже принесенными с собой), «показать себя, на людей посмотреть».


Примерно в это же время (2011 – 2012 гг.) в редакцию с подборкой стихов «на предмет
возможной публикации» пришла Хава Гагаева.
Хорошо помню свое первое впечатление от знакомства с ними, выразить которое лучше всего получится словами (правда, сказанными совсем по другому поводу) французской актрисы Катрин Денев: «Их суть – поведать… Но не обязательно все и не обязательно каждому…»
По способу стихосложения лирика Хавы не обязательна в следовании классическому канону: в ее «портфолио» есть как традиционные рифмованные стихи, так и в жанре верлибра. Верлибр как поэтическая форма зародился во Франции и получил распространение в Европе еще с конца девятнадцатого века. В России, с большим запозданием, возродился в конце двадцатого века после разрушения СССР – когда исчезли жесткие требования к форме творческого выражения. Стихи, написанные верлибром, не менее мелодичны и богаты живописными образами, нежели привычные рифмованные и метрически организованные строки.

33 комментария

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.