ГАУ «Издательский дом»

Ваха Расумов. Фольклорные мотивы в лирике А. С. Сулейманова (на примере стихотворения «Ловзар»)

Взаимосвязь литературы и фольклора на протяжении многих десятилетий становилась объектом исследования литературоведов. Ученые едины во мнении о том, что фольклор является неиссякаемым источником мотивов и образов для авторской литературы. «Писатели и поэты всех времен в той или иной степени использовали опыт устного народного творчества – темы, жанры, приемы, образы, мотивы и т.д. В литературе начинают появляться авторские сказки, песни и баллады. Такие видные литературные деятели как М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, А.Н. Радищев и многие другие литераторы утверждали мысль о том, что существование литературы невозможно без взаимодействия с фольклором, а также сами активно включали его в свое творчество» [цит. по: 1, с. 2 ].
А.М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре» [Цит. по 2, с. 2]. Литература соотносима с фольклором не только потому, что вбирает в себя те или иные конкретные его элементы. Она связана с народным творчеством и в более общем смысле – как преемственный этап эстетического развития.
В истории становления и развития чеченской литературы роль фольклора была велика и неоценима. Связи литературы и фольклора не прерывались никогда – ни в прошлом, ни в настоящем. Фольклор в генетическом, функциональном и образно-содержательном плане связан с социальными и бытовыми институтами народной жизни, обрядами, бытовыми традициями.
Чеченские писатели и поэты, каждый по-своему, использовали идеи, образы, мотивы, художественные приемы народной поэзии. С самого зарождения чеченской литературы наблюдается эта связь индивидуального и коллективного творчества.
Мотив как литературное явление и литературоведческий термин впервые описал А.Н. Веселовский в работе «Историческая поэтика». А.Н. Веселовский писал о мотиве как о простейшей повествовательной единице, образно ответившей на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения: «Под мотивом я разумею формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» [3, с. 301]……………………………………………………………………………

Продолжение читайте в журнале «Нана» №4. 2024

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.