Многослойный пласт морально-этических ценностей чеченского народа, на котором зиждется основополагающая часть его духовной культуры, сформировался в течение длительного времени, и свое начало берет в глубинных недрах истории. Он состоит из веками отшлифованных и доведенных до наивысшего гуманистического стандарта обычаев, призванных создавать особо изысканную атмосферу взаимоуважения между людьми. Во главу угла в них ставился человек, подчеркнуто выражалась его значимость.
Преимущественно они проявлялись в знаках внимания, оказываемых друг другу не от случая к случаю, а повсеместно с охватом всех сфер взаимодействия независимо от материального положения, социального статуса и возрастного ценза участников. Более того, соблюдение этих норм на любом уровне межличностных отношений задавало тон взаимной доброжелательности и готовности оказать безвозмездную помощь своему ближнему.
По устоявшемуся годами в народе мнению, именно высшей степени человеколюбивые обычаи, основанные на принципах сострадания и взаимовыручки, помогли чеченцам достойно выйти из самых трудных жизненных перипетий, выпавших на их долю. Благодаря им они не сломались, следовательно, – выстояли, а, значит, – выжили.
В непрерывной борьбе жить свободно на своей земле чеченскому народу приходилось проходить через неимоверно тяжкие испытания. С определенной периодичностью судьба ставила чеченцев перед дилеммой: либо покориться многократно превосходящему врагу, в надежде получить в качестве милости рабскую участь под его сапогом, или вступить в неравную схватку с ним ради защиты своих святых идеалов. Но гордые потомки Ноя всегда выбор делали в пользу второго.
Шло время, сменялись столетия за столетиями. В условиях постоянного военного противостояния с иноземными захватчиками часто происходили катаклизмы, тормозившие прирост населения, а порою подводившие генофонд этноса к критической черте. Вот почему древнему народу, автохтону Кавказа, вышедшему из колыбели шумерской цивилизации, никогда не удавалось по демографической шкале преодолеть двухмиллионную отметку.
Если провести простую математическую операцию путем сложения к основному чеченскому населению Российской Федерации количество проживающих в диаспорах по всему миру и получить суммарную цифру, то, по мнению известного ученого-историка, профессора Я.З. Ахмадова, наш народ переступил этот знаковый рубеж только в 2010 году.
Тяжелая жизнь от одной внешней агрессии к другой, сопряженная с большими трудностями и лишениями, ничуть не деградировала рыцарский нрав чеченцев, а наоборот, способствовала кристаллизации их национального характера на передовых гуманистических началах. Об этом не двузначно свидетельствуют многочисленные примеры из истории. Так, во времена полувековой войны Российской империи по покорению горцев Северного Кавказа оккупанты по отношению к коренным жителям проявляли неимоверную жестокость.
Для командования войск, задействованных на чеченском театре военных действий, обыденным делом стало периодическое совершение боевых операций – актов по устрашению местного населения. Самый изуверский способ ведения захватнических войн – метод выжженной земли применялся врагом, чтобы сломить дух сопротивления народа. Даже в этой обстановке, когда противник в силу своей звериной сущности часто переходил все мыслимые пределы свирепости, с военнопленными и солдатами-перебежчиками из вражеского стана чеченцы обращались довольно обходительно. По их обычаям, прежде всего принято было брать под надежную защиту людей преследуемых, обездоленных – то есть тех, чья жизнь находилась под реальной угрозой. Здесь уместно будет отметить, что как только тот или иной человек, спасаясь от потенциальных врагов, переступал территорию населенного пункта (аула, села), не говоря о пороге конкретного дома, он обретал статус гостя и пользовался особыми привилегиями этого положения в течение определенного срока.
У неосведомленного во всех тонкостях чеченского менталитета читателя, возможно, появится мнение, что принявшая гостя сторона по прошествии этого времени проявляла безучастность в его дальнейшей судьбе. Это совершенно не так. Тут, чтобы пролить свет на кое-какие нюансы этого вопроса, необходимо дать следующие пояснения: во-первых, принадлежность к другой религиозной конфессии и национальности и даже криминальное прошлое не являлись достаточными основаниями для отказа в приеме претенденту, имевшему желание начать жизнь с чистого листа в чеченской этнической среде; во-вторых, от изъявившего желание остаться требовалась в словесной форме убедительная аргументация, что его жизнь находится под реальной угрозой и что он нуждается в защите и убежище; в-третьих, любая наспех состряпанная легенда, способная произвести на чеченцев впечатление сострадательного отношения, становилась порою главной причиной на получение разрешения остаться жить среди коренных жителей того или иного тейпа и, в-четвертых, завершая мысль, следует подчеркнуть, что, прежде чем вынести окончательное решение – оставить его на постоянное жительство или нет, определялся испытательный срок, через который чужак должен был пройти как бы в качестве экзамена.
Среди чеченских тейпов вряд ли найдется такой уникальный, к генеалогическому древу которого в тот или иной период истории не привились черенки из представителей соседних этносов, положивших через 150-200 лет начало новым родовым ветвям. В этом плане весьма продуктивным был промежуток времени, относящийся к принятию чеченцами мусульманской веры, когда они вынуждены были приглашать из Дагестана и других мусульманских регионов Кавказа алимов для подготовки из числа местного населения богословов (мулл) и выполнения различных мероприятий обрядовой службы в соответствии с канонами Ислама. Также нельзя не выделить в ракурсе освещаемой темы вторую половину XVII века как особенную хотя бы потому, что в этом отрезке столетия произошли события, имевшие непосредственное отношение к кавказскому региону.
К их числу в первую очередь можно отнести военную экспансию шахского Ирана в Грузию, с захватом ее основных областей, а также крестьянское восстание Степана Разина. Именно в это время в горную часть Чечни хлынули потоки беженцев, которые были приняты тепло горными чеченцами. Не все вернулись после освобождения Грузии обратно на Родину. Многие, пустив корни, растворились среди тех или иных тейпов Чечни.
Из века в век, от одного поколения к другому, находясь в состоянии постоянного военного противостояния с иноземными захватчиками, у нашего народа выработалось неподдельное чувство уважения к мирному человеку, от которого не исходит зло. Эти духовно-нравственные качества легли в основу глубоко содержательных по своей гуманистической сути обычаев, признающих право свободно жить на земле высшим приоритетом.
Вайнах №3. 2024