Каждому человеку – мужчине и женщине – предначертана на этом свете своя собственная, отличная от всех других, роль, или, как принято говорить, судьба. И каждый из нас, исполняя волю и предначертание Всевышнего, проходит по жизненней стезе по-разному. Истинно счастлив тот, кто прожил, оставив яркий и незабываемый след доброты, излитый на соотечественников, односельчан, соседей, близких и дальних родичей.
По большому счету это – стремление и готовность посвятить себя служению как можно большему числу людей, Отчизне, к которой принадлежишь ты сам и твой народ. В которой ты родился и рос, которая взрастила тебя и воспитала запахами цветущих садов, пьянящим ароматом свежевспаханного чернозема, шершавыми трудовыми ладонями отца и милыми заботами матери. Сколько их, неизгладимых из сыновней памяти примет, ярких, глубоких и мимолетных, откладывающихся в душе и разуме, но одинаково сильно и кровно связывающих нас с болью и радостями родного очага, родной земли?!
Вступивший в жизнь в такой атмосфере и взрастивший в душе своей плоды такой приязни, в грозный для Отечества час не задумываясь посвятит себя служению людям и правде. О таком человеке говорят: «Он – настоящий сын народа. Он – истинный къонах!»
Бесстрастное и неумолимое Время создает в истории каждого народа решающие, поворотные в его судьбе изломы, взрезанные темной волей немногих, жаждущих власти, богатства, роскоши и безнаказанности.
Но то же самое Время, бесстрастное и справедливое, рождает и выдвигает человека – мужественного, готового взять под защиту своей любящей души горесть и печаль народа, его боль и страдание, его мечту и его судьбу. И пусть он не отличается от современников и сверстников сверхкачествами, поражающими и удивительными, но он всегда отличен от многих – отвагой, острым умом, безмерной преданностью народу, которому принадлежит. Несомненно, только на таких возлагает Всевышний долг вождя и наставника, предводителя и охранителя нации, возлагает долг жертвенности. Ибо он и только он подготовлен к такому служению, которое может завершиться его гибелью, но – ознаменованной победой, освященной величием подвига.
Именно таким человеком был Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала къобалдойла цуьнан г1азот!), которого в 1995 году избрали муфтием. Время было чрезвычайно сложное. В республике шла война. Ожесточенность боевых действий сменялась не меньшим гражданским ожесточением – от рук известных и неизвестных убийц гибли мирные люди.
В августе 1996-го, когда к власти пришли сепаратисты, положение народа еще более усугубилось. Они, когда-то обещавшие народу свободу веры и свободу личности, теперь напрочь забыли и эти обещания, и посулы «верблюжьего молока из-под золотых краников». Всесилен и могуществен, а следовательно и «свободен», был лишь тот, за которым стояла вооруженная толпа. Чем больше толпа и чем больше оружия, тем «больше свободы и могущества». Правда – окончательно растоптана. Похищения и бессудные казни, полное игнорирование Совести, Морали, Достоинства и Чести стало едва ли не государственной политикой новоявленных «правителей».
Государственная же политика оплаты труда, поддержки социально нуждающихся, обеспечения пенсией стариков, пособиями инвалидов и детей – эта политика была задвинута в самый темный угол бездушного чиновничьего кабинета. В республике пышным цветом расцвели доселе небывалые цинизм и бесправие. Но еще большую опасность таил в себе навязанный народу пришлыми «отцами религии» ваххабизм. Приверженцы традиционного Ислама, кому «новая вера» была чужда и неприемлема, тем не менее молчали, хотя никоим образом не разделяли их идеи. В подобных ситуациях всегда требуется смелый, волевой человек, который выражает и озвучивает позицию народа и берет на себя ответственность за конечный результат предстоящей схватки.
Будучи глубоко просвещенным и непревзойденным знатоком Ислама, Ахмат-Хаджи Кадыров отлично понял сущность устремлений басаевых и хаттабов. Понял, что это огромная духовная и нравственная опасность для целого народа и что с ней придется сразиться не на жизнь, а насмерть. Окруженный всего лишь десятком единомышленников и соратников, но убежденный в своей правоте, он выступил против этого нового духовного закабаления народа. И на его стороне, конечно, был Всевышний, правда, народ, а значит, и несомненная победа. Но как труден был этот путь к победе! Он был полон горя, смертей, бессонных ночей и безжалостных дней. И все же, вырвав народ из хищной пасти войны, Ахмат-Хаджи уберег его от тлетворного дыхания ваххабизма, сохранил и укрепил традиционный путь тариката.
Но враги чеченского народа не могли смириться со своим поражением: в светлый День Победы 9 мая 2004 года на грозненском стадионе «Динамо» они привели в действие «адскую машину», унесшую жизнь Первого Президента Чеченской Республики. Память о нем, как истинном сыне чеченского народа и глубоко верующем, глубоко знающем Ислам, навечно останется в душах каждого из нас. (Дала гечдойла Ахьмад-Хьаьжина, Дала къобал дойла цуьнан г1азот!)
Мне довелось близко узнать Ахмата-Хаджи 28 лет назад, когда я возглавлял пресс-службу Исламского института, который находился в Грозном, на улице Красных фронтовиков (ныне ул. им. Лорсанова), в бывшем Доме политпросвещения. Глубоко образованный арабист и богослов, тогда отметивший сорокалетие, Ахмат-Хаджи был хорошо известен в республике как приверженец правды и сторонник истины во всяком деле. Эти два качества, непременные, впрочем, для каждого, в А.-Х. Кадырове были соединены с высокой Верой и неподдельной богобоязненностью…………………………….
Продолжение читайте в журнале «Нана» №3. 2024